Камины. Узоры тепла. Часть 2
6 Январь 2015 | Обновлено: 21 Февраль 2020 | Азбука дизайна
Автор - Зуева Марина Геннадьевна, историк искусства, член международной организации АИС, дизайнер.
Дрова становятся в Европе всё более дорогими. И вот в каминах уже горит каменный уголь. И сегодня, современные электрические камины, производимые в Англии, воспроизводят тлеющие угли; в отличие от европейских каминов, где почти всегда имитируется горение дров.
Камины огромных танцевальных, парадных залов и трапезных, были репрезентативными (представительскими) и показывали высокий статус их обладателей. Сложены такие камины из благородных видов природных камней и украшены панелями из редких пород древесины. Конструкция и декор составляли единое целое с косяками и каминными полками, нишами со скульптурами, зеркалом или картиной. Подобные языческим надгробиям, архитектурным памятникам или мебели, барочные камины несли явные признаки декоративных излишеств. Но функциональность не забывалась: чтобы дым лучше поднимался по дымоходу стали устраивать вытяжные шкафы. Они, следуя канонам эпохи XVII столетия, стали объединяться с пилястрами, фризом и карнизом, образуя цельную и внушительную по размерам композицию.
Камин становился предметом мебельного искусства. Многочисленные полки над очагом были инкрустированы различными по цвету и фактуре мрамором и цветными камнями, сужаясь кверху, они представляли собой пластичный объём, подобие своеобразного предмета мебели. На полках стояли всевозможные и интересные для гостей вещи: шкатулки, китайские вазы из фарфора или японские веера. Обязательным считалось иметь на полке специальные каминные часы, отличающиеся изяществом и роскошью.
Строили и угловые камины, предназначенные для небольших помещений. Они часто размещались в углах смежных комнат дворцовых интерьеров, и служили для обогрева людей, которые переодевались или отдыхали. Декорировались такие камины скромнее, хотя использование дорогих и прочных материалов были обязательными и для них. В конце XVII века каминные полки могли включать панели из зеркального стекла – показатель богатства хозяев дома.
Необходимо отметить, что во многих странах Северной Европы и России функцию обогрева помещения взяли на себя печи. Топки таких печей располагались в смежных комнатах, а обогревающие поверхности выходили в парадные залы.
Во Франции и Европе того же времени господствовал оригинальный и декоративный стиль рококо. Изящный и красивый мелкий орнамент сменил крупные барочные узоры. Камины стали декоративным сооружением, уменьшились в размерах и превратились в консольные. Они украшали интимные камерные интерьеры загородных резиденций и особняков. Привлекательные и небольшие со скруглёнными углами, угловые и фасадные мраморные камины дополнялись обязательными приставными экранами, обтянутыми гобеленовой тканью, украшенные вышивкой по шёлку, а иногда и росписью на филёнке внутри рокальных рамок.
Фасады каминов обычно был изготовлен по индивидуальным заказам из редких пород сатинового, палисандрового или атласного дерева вручную. Мраморная полированная мозаика из мелких деталей и узоров, украшавшая порталы, представляла модные тогда сюжеты из придуманной европейцами «китайской» жизни. На каминной полке стояли обязательные канделябры со свечами, а также множество диковин Востока, веера, фарфор, изделия цветного стекла. Украшали такие рокальные камины интерьеры домашних библиотек, женские кабинеты и будуары – помещения второго этажа загородных особняков.
Неоклассическая мода на камины в Америке с 1780-х годов и вплоть до середины XIX века бралась мастерами в основном из графических пособий, где описывались образцы фасадов и декора каминов, таких как «Практическое руководство для строителя» Уильяма Пейна 1774 года и «Архитектор, или практическое руководство для домашнего плотника» Ашера Бенджамина 1830 года. В связи с промышленной революцией сначала в Великобритании, а потом и в Европе стали производить более дешёвый литейный чугун и сталь. Именно из этих материалов делались колосниковые решётки, топки для каминов, аксессуары: подставки для дров и угля, оградительные и вентиляционные решётки, поды и задвижки. Классические формы и объёмы становятся опять модными, а декоративность и пышность уходят в прошлое. Выделяются главные функции каминов, такие как: излучение тепла, конвекция воздуха, освещение. Иногда камины выполняли и функцию печки – приготовление пищи. Декор выбирается в соответствии с назначением – отсюда многообразие и смешение нескольких типов орнаментов, различных декоративных приёмов в одном изделии – то, что мы привыкли называть «смешением стилей». Возникли мануфактуры и промышленные компании, занимающиеся поставками для потребителей составных частей для каминов.
В Англии этот стиль получил название «викторианской эпохи». Существовало несколько промышленных объединений, занимающихся каминами, среди которых выделялись «Кэррон компании» и «Хиндли и сыновья». Эти компании, впрочем, как и все другие, занимались тем, что, предлагали покупателям камины в различных ретро стилях: напоминающих елизаветинские времена конца XVI века или в стиле «воссоздания эпохи королевы Анны начала XVII столетия. Декор таких каминов «вспоминал» английскую готику и ренессанс. Под влиянием «эстетического движения» модными были практичные, почти без декора цилиндрические чугунные печи в голландском стиле. Изобилие разнообразных орнаментов, символов, знаков и аллегорий характеризует вторую половину XIX столетия, множество восточных элементов усложняют восприятие. Современные в тот период материалы, соединялись с художественными традициями ручного изготовления и росписи керамической плитки и изразцов, резьбой по дереву или камню. Применяли имитацию более дешёвой древесины под ценные породы (дуб или орех) с помощью морилок и лаков. Ограждения каминов выполняли из железистой известковой глины и шлифованного камня. Камин теперь был и шкафчиком с зеркалом, и буфетом. Создатели каминов обратились к древним народным образам и сюжетам из истории «старой Англии». Необычно сложные по конфигурации, большие, широкие и невиданные прежде формы каминов – признак той эпохи. Огромные нетрадиционные размеры и пропорции интерьеров общественных заведений и частных особняков давали удивительную возможность показать своё искусство художникам и декораторам, скульпторам и литейщикам, живописцам и графикам.
Камины в стиле модерн можно назвать квинтэссенцией эстетики нового направления в искусстве. Изысканность пластичных кривых линий и характерных растительных мотивов подчёркивало использование в отделке наиболее типичных для рубежа веков материалов – мрамора, керамики, кованого и литого металла. Камин стал любимой темой для разнообразных экспериментов. Многие известные и знаменитые художники оставили нам в наследие оригинальной формы камины – плоды своей бурной творческой фантазии. Геометрически «неправильные» амины подвешивались к потолку или занимали большую часть комнаты, имитируя мебель.
Национальные традиции каминов нашли своё продолжение в Европе вплоть до тридцатых годов XX века. Электрокамины, камины на газовом топливе, каминные печки со скамеечками и лежанками, часами и светильниками и даже лестницей. Камины из полированных камней стали изготовлять с медными колпаками и латунной фурнитурой, хромированные подставки для дров, кованные авторские решётки. Дух старинного ремесленничества: роспись или декупаж, металлическая чеканка, гравировка, мозаика или витражное стекло. Сделанные вручную, они имитировали натуральные материалы: кирпич, керамику, стекло, мрамор, металл. Часто используемая в облицовке цветная декоративная штукатурка, фактура которой зрительно строила непривычные образы каминов тех лет.
Простота формы и цветового решения – этими признаками отличаются современные каминные печи от исторических. По внешнему виду они плохо (пока) поддаются, по нашему мнению, классификации. Обычно, различия каминов касаются степени оригинальности конструкции порталов, а также выбором отделочных материалов. Выразительность достигается изысканным сочетанием полированного металла с керамическими элементами крупного формата, расписанными вручную, стеатита и нержавеющей стали. Это просто скульптуры с подчёркнуто скромным дизайном, но прогрессивной технологией пользования.
Строгость и чёткость линий и составляют «изюминку» таких творений, особенно, когда их достоинства подчёркивается ярко горящим пламенем. Вытянутые вертикально камины – трансформеры поражают своей пластикой, необычными формами и «космическими» поверхностями, изменяющими цвет и фактуру в зависимости от освещения и окружения. Высококачественные дорогие отборные материалы и новейшие технологии – вот такие особенности даже традиционных печей и каминов в наше время. Для нынешних интерьеров не характерно обилие декоративных деталей – камины почти лишены декора. Кажется, что современная изобразительность ещё не нашла своих решений в каминных узорах, может быть, дело за будущим…
Вернуться