Баухауз: история дизайна
18 Май 2020 | Обновлено: 26 Март 2021 | Азбука дизайна
Школа bauhaus просуществовала недолго, но успела сильно повлиять на архитектуру и дизайн XX века. Даже спустя 100 лет этот стиль актуален.
Содержание статьи:
1. История баухауз
Школа Баухауз была образована в Веймаре 12 апреля 1919 года. Ее руководителем стал молодой архитектор из Берлина Вальтер Гропиус, сыгравший огромную роль в разработке «доступного жилья». Исходя из принципов Баухауз он спроектировал жилой квартал в Дессау, включающий 314 домов с небольшими садиками, площадь жилья варьировалась от 57 до 75 кв. м.
Идеология Баухауз кроется в названии — «bau» с немецкого переводится как «строительство». Согласно принципам Баухауза зданию не нужен декор, оно должно быть функциональным.
Преподаватели и ученики Баухауза разработали идеи новой архитектуры, отвечающей веяниям времени: индустриализации и технологическому прогрессу. Согласно им форма здания станет значительнее, если будет видна конструкция, а декор (фриз, капитель) прячут инженерную мысль. Поэтому надо строить типовое, доступное всем людям жилье.
Учебная программа включала три курса. Подготовительный курс разъяснял основные понятия о цветах, фактуре материалов, формах, психофизическом действии разных форм и цветовых комбинаций. Практический курс подразумевал труд в мастерских, где ученики своими руками изготавливали предметы. На третьем курсе они трудились на стройплощадке. Историю искусства давали позже во избежание копирования и стилевого подражания.
Для преподавания в Веймар были приглашены: швейцарский художник Йоханнес Иттен, американский художник Лионель Фейнингер, скульптор Герхард Маркс, архитектор Адольф Мейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лотар Шрейер и Ласло Мохой-Надя. Студенты и преподаватели отличались левыми взглядами и смелыми идеями в искусстве: главное — функциональность, экономичность и ориентированность на массовое производство.
Надо создавать функциональный простой дизайн, эстетичные и удобные вещи, которые легко тиражировать.
В школе Баухауз изучали живопись, графику, промышленный дизайн, архитектуру, театр, а также разрабатывали интерьеры. Преподаватели и студенты сами оформляли помещения школы в Дессау. В здании размещались мастерские по текстилю, керамике, росписи стен, обработке металла, скульптуре, дереву, стеклу, рекламе, графике и фотографии, в которых было сделано много знаменитых вещей.
В 1925 году власти Веймара перестали оказывать финансовую поддержку школе, она переехала в Дессау, где находилась до 1931 года в здании, выстроенным по проекту Вальтера Гропиуса.
Студенты учились и жили вместе. Для преподавателей были выстроены индивидуальные дома. Каждое функциональное помещение имело свой вид и решение. В Школе размещались классы для обучения, мастерские, кабинеты и столовые. Интерьеры, включая мебель, бытовые предметы и рисунки тканей, создавали сами ученики и преподаватели. Основные используемые цвета для них — синий, красный и желтый.
Некоторые помещения легко преобразовывались: благодаря передвигаемой перегородке столовая становилась танцплощадкой или площадкой для театрализованных представлений: еженедельно в школе устраивались совместные вечеринки учеников и преподавателей, они ходили с красными флагами, разукрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки ходили с короткими стрижками, юноши — с длинными волосами.
С 1919 по 1928 годы руководителем школы был Гропиус, его сменил Ханнес Мейер, а с 1930 года — Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 г. школу закрыли, перевели в Берлин и зарегистрировали как частную. Нацисты считали Баухауз средоточием идей большевизма, проводили в ней обыски и требовали уволить некоторых преподавателей. В 1933 г школу закрыли совсем.
В 1937 году Вальтер Гроппиус уехал в Америку. Там в 1938 году он стал главой архитектурного факультета Школы дизайна в Гарварде. Самым первым проектом в области архитектуры в США стал дом Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, построенный согласно принципам баухауза, включающий мебель, созданную учениками и преподавателями Баухауза.
Ханнес Мейер, второй директор, уехал согласно своим политическим идеалам в СССР. После войны некоторые представители Баухауз остались за границей в своих реконструированных домах, другие вернулись в Германию. “Новый” Баухауз был создан в западногерманском городе Ульм в 1950-х годах (Ульмская Школа дизайна).
Часть мебели, тканей, посуда и обои, созданные студентами и преподавателями Баухауза, были запущены в производство и стали успешно продаваться.
С воплощением новых идей в архитектуре дело обстояло сложнее: требовался состоятельный и идущий в ногу со временем заказчик. Им стал директор фабрики по производству табака «Ван Нелле» Альбертус Сонневельд. Дом Сонневельда в Роттердаме с изначальной обстановкой хорошо сохранился. Автором проекта стал голландский архитектор Лендерт ван дер Влюгта, а преподаватель Баухауза Эрих Дикман разработал отдельные предметы мебели.
Шикарный в свое время особняк в наши дни выглядит скромным и пуританским: небольшие комнаты (в ранних проектах предусматривалось небольшое количество квадратных метров на человека), узкие коридоры, линолеум, окрашенные стены.
Супруга Сонневельда Гезине Сонневельд-Бос любила роскошь и новые, эпатажные вещи. Все изделия в доме, от мебели до прикроватного светильника, были сделаны на заказ. Использовались новейшие дорогие материалы (линолеум, каучук, алюминий) и разные технические новшества: во всех комнатах были радиоточки, телефонные аппараты, столы, оборудованные звонками для вызова горничной, специальный лифт для подъема дров, терморегуляторы.
В доме имелась комната для прислуги, приемная и гараж. Гардеробная и ванная были гораздо больше остальных комнат. Несмотря на хорошо технологичную современную кухню в доме находилась кухарка.
Третий руководитель Баухауз Людвиг Мис ван дер Роэ также оставил яркий след в архитектуре баухауз. Его наиболее известные проекты — павильон Германии в Барселоне (1929), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951).
«Стеклянный дом» доктора Эдит Фарнсуорт — один из самых «скупых» архитектурных проектов ХХ века. Остов здания состоит из тонких опор и плит перекрытий, использовано панорамное остекление, равномерно пропускающее свет.
2. Баухауз в Израиле
В середине 1930-х годов Баухауз стал активно развиваться в Палестине, куда из Германии, после того, как у власти оказались нацисты, эмигрировали архитекторы-евреи, учившиеся в Баухаузе: Шмуэль Мистечкин, Арье Шарон, Шломо Беренштейн. В Тель-Авиве до сих пор сохранились кварталы, построенные в стиле Баухауз, на Ротшильд-авеню.
Тель-Авив начала 1930-х годов отличался резким ростом населения, поэтому требовалось возведение новых жилых районов. С 1931 по 1937 годы в Тель-Авиве было построено более 3000 домов, в которых воплотились принципы Баухауза.
При проектировании «Белого города» (район назвали так из-за светлого цвета фасадов) архитекторы были вынуждены учитывать местный климат. Обилие солнца, жара и большая влажность вынудили архитекторов отказаться от больших окон и применить укоренившиеся методы строительства Ближнего Востока. Для обеспечения домов свежим воздухом и создания дополнительной тени возникли внутренние дворы-колодцы, аркады, вентиляционные люки, машрабии, патио.
Согласно требованиям функционального планирования сначала продумывалось пространство внутри: рациональное распределение жилых, хозяйственных и общественных помещений. Поэтому возникли разноэтажные здания и разные формы окон. Некоторые здания были вытянутыми, другие — более компактными. Эффектно смотрелись закругленные балконы на углах домов. Многие дома имели специальные пологи, балконы, дополнительные козырьки. Выступы и ниши в квартирах использовались для снижения температуры и усиливали сквозняк. На крышах сушилось белье, размещались сады, места отдыха и перголы.
3. Баухауз в СССР
В СССР о Баухаузе узнали благодаря Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 году. В начале 1930-х иностранные архитекторы, поверив в революционные перемены, декларируемые советским правительством, стали разрабатывать типовые рабочие поселки в Сибири и на Урале. В период индустриализации нужна была быстрая экономная стандартизированная застройка. Необходимо было разработать новое жилье: многоквартирные дома, включающие хозяйственные и досуговые зоны, общежития, дома культуры.
В феврале 1931 года бывший директор Баухауз Ханнес Мейер с 7 учениками приехал в Москву. Всего прибыло около 30 специалистов.
Немецкие архитекторы оказали большое влияние на строительство соцгородов в Свердловске, Магнитогорске, Орске, Соликамске, Перми, Новокузнецке и т.д.
Биробиджан
В 1933 году Ханнес Мейер создал генеральный план Биробиджана в стиле Баухауз. Город был спроектирован на 50 000 человек к концу 3-ей пятилетки (1938-1942 гг.). В типовых районах были предусмотрены места для жилья, учебы, встреч с товарищами, спортивных занятий. Эти была концепция функционального соцгорода.
Низкая квалификация рабочих, нехватка стройматериалов и бюрократия вынудила большинство архитекторов уехать из СССР. Но предложенные ими проекты воспринимались как перспективный курс развития современных городов и влияли на застройку городов в 1940–50-х годах.
Мейеру не удалось увидеть реализацию своих планов в Биробиджане. Отношение власти к нему изменилось, против Мейера выступали его советские коллеги, пытавшиеся присвоить его проекты, в чем они и преуспели.
Сегодня Биробиджан сильно отличается от задуманного Мейером плана. Ханнес Мейер пробыл в Советском Союзе до 1937 г. За это время он сделал два градостроительных проекта – план Большой Москвы и проект столицы республики Биробиджан.
На фото одно из немногих сооружений, построенных в стилистике Баухауз в Биробиджане — железнодорожный вокзал.
Орск
В 1932 году для создания генерального плана соцгорода в Орске вокруг локомотивно-строительного и нефтеперерабатывающего предприятий были приглашены голландец Март Стам и швейцарец Ханс Шмидт. Они спланировали жилые районы, разделенные на кварталы с количеством жителей 4—5 тысяч, с трех- и пятиэтажными домами исходя из нормы жилплощади 9 кв. м на человека. Была также разработана схема социально-бытового обслуживания населения.
Квартал № 8 был спроектирован на 5 тыс. жителей и включал кирпичные дома семейного типа и общежития. Рядом предусматривались двое яслей, две школы, спортивные площадки, столовые, магазины, парикмахерская, прачечная, почта и сберкасса. В итоге простроили только южную часть квартала: трехэтажные дома, пятиэтажку, ясли, детсад и школу.
Свердловск
1928 год ознаменовался для Свердловском началом строительства завода тяжелого машиностроения. Рядом планировали соцгород для рабочих. Разрабатывал этот проект архитектор Петр Оранский. В начале 1930-х годов к нему присоединился Бела Шефлер, выпускник Баухауз.
Люди разделялись на одиноких и семейных, и квартиры строились коммунальные или индивидуальные. Дома шли по периметру, а в центре располагались детские учреждения и спортивные площадки. В кварталах предусматривались прачечные и бани, кинозалы, библиотеки, дома культуры, спортплощадки, аптеки и больницы, а также санатории для отдыха рабочих ночью без отрыва от производства.
Бела Шефлер находился в числе авторов комплекса «Фабрика-кухня и Торговый комплекс УЗТМ», заводоуправления УЗТМ, гостиницы «Мадрид», стадиона «Авангард», трех жилых домов на бульваре Культуры и школы № 22.
Архитектору надо было объединить уже построенную фабрику-кухню с торговым корпусом. Внутри корпуса разместились обеденные залы, на первом этаже — точки бытового обслуживания, на крыше — летнее кафе.
В связи с началом строительства жилых домов с кухнями и появлением столовых в заводских цехах фабрика-кухня стала не нужна и после реконструкции превратилась в дом культуры.
Магнитогорск
В Магнитогорске практически полностью уцелел квартал около Магнитогорского металлургического завода, который проектировала группа Эрнста Мая.
Изначально предполагалось построить жилье и инфраструктуру из расчета на 9,3 тыс. человек. В центре располагались жилые дома, окутанные зеленью, с общественными зданиями по периметру. В проекте были предусмотрены два парка с местом отдыха и спортивными площадками. Внутри были аллеи, скульптуры и фонтаны.
Проект предусматривал трехэтажные жилые дома, расположенные секциями, каждая из которых состояла из четырех комнат, туалета и ванной. Планировалось, что в домах будут жить исключительно взрослые. Для детей предусматривались ясли, детсады и школа-интернат. Родители должны были видеться с детьми после работы, а на ночь оставлять их в детских центрах. Этим планам не было суждено осуществиться.
Воплощенный проект с замыслом Эрнста Мая совпал только частично. Руководство строящегося города хотело быстрее построить дома, поэтому постройку общественных зданий отложили. Возвели только фабрично-заводскую школу, детсад, столовую и гастроном.
Новокузнецк
Соцгородом назывались жилые микрорайоны в СССР, которые возводились в период индустриализации по единому плану, располагались рядом с новыми крупными предприятиями и предназначались для проживания и досуга работников заводов. В них входили жилые дома и объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения. Проект новокузнецкого соцгорода был разработан в 1934 г. главным архитектором Франкфурта-на-Майне Эрнстом Маем, однако полностью реализован не был.
В 1930 году началось строительство первых десяти домов. С учетом этих домов Эрнсту Маю пришлось проектировать соцгород. Дома построены группами по пять домов в каждой, между ними — свободное пространство для зон отдыха: скверов, спортивных площадок и так далее. Дома выходят глухим торцом на проезжую часть, чтобы не допускать шум с улицы, пыль и грязь. В квартирах предполагались спальни, кухни и ванные комнаты. Комнаты были небольшие, так как отдых советских людей должен был быть только коллективный, как и труд.
4. Изобретения Баухауз
Кресло Wassily, 1925–1926 г, Марсель Бройер
Преподаватель Баухауз Марсель Бройер использовал для каркаса кресла трубчатую сталь, применив технологию бесшовного сгибания трубок в автомобильной промышленности. Название Wassily креслу было дано в 60-е годы, в честь Василия Кандинского. Изначально ремни кресла были холщовыми, потом стали кожаными. Кресло стало родоначальником серии мебели на металлокаркасе — стульев, столов, диванов, кроватей и систем хранения.
Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ
Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ создал это кресло для Международной выставки в Барселоне 1929 года. Кресло состояло из плоских подушек на металлическом каркасе. Позже конструкцию усовершенствовали: сделали монолитную раму. Кресло очень знаменито и удобно, его любят ставить в офисах и приемных.
Металлический чайник, Наум Слуцкий
Чайник был создан промышленным дизайнером Наумом Слуцким и подтверждал принцип баухауз: дизайну не нужен декор, вещь должна быть практичной. Красота заключается в форме вещи.
Настольные часы, Марианна Брандт, 1930
В 1930 году Марианной Брандт были сделаны часы из хромированного металла. Форму этих часов очень часто повторяют, они стали символом культуры быта XX века.
Стеклянный чайный сервиз, Вильгельм Вагенфельд, 1930–1934 годов
Самый знаменитый продукт стекольных мастерских Баухауза — чайный сервиз, автор Вильгельм Вагенфельд. Сегодня это самая популярная посуда в кафе: через прозрачное стекло интересно наблюдать процесс заварки чая.
Тележка на трех колесах, Марсель Бройер
Трехколесный сервировочный столик, дизайн Марселя Бройера. Сотрудники Баухауза искали вдохновение в чистом стиле больниц, даже идею модульных кухонь они увидели именно там.
Текстиль с геометрическим орнаментом
Текстиль в текстильных мастерских Баухауза стали производить сразу после открытия школы.
Отличительная черта тканей Баухауза — структурность благодаря использованию нитей разных характеристик, состава и толщины.
Гунта Штельцель, единственная женщина-мастер Баухауза, создавала новые типы плетения, проводила эксперименты с синтетикой, целлофаном и техниками окрашивания. Именно она придумала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера.
Текстильная мастерская — самый успешный коммерческий проект Баухауза, привлекший большое количество заказчиков.
Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934
Открытые отдельно стоящие стеллажи из металлических трубок, которые служат перегородками в помещении свободной планировки — одно из самых интересных изобретений Баухауза в дизайне интерьера.
Светильники Марианны Брандт
Подвесные лампы, изменяющие свою высоту — также одно из творений Баухауза. Над ними много работала Марианна Брандт, возглавлявшая 1928 году мастерскую по обработке металла.
Подобные подвесные светильники, изменяющие направление светового потока, мы используем и сегодня.
Шахматы Йозефа Хартвига
Этот красивый шахматный набор, разработанный в 1922 году Йозефом Хартвигом, типичен для стиля баухауз. Он отличается характерными формами баухауз: кубики, шары и цилиндры. Конструкция каждой детали указывает на тип фигуры.
Консольный стул Марселя Брейера - Стул Cesca
Консольный стул Марселя Брейера, разработанный в 1927 году. Его конструкция, сочетающая трубчатую стальную конструкцию с деревянными рамами для сиденья и спинки, стала его самым большим коммерческим успехом.
Когда итальянский производитель Gavina s. p. a.начал выпускать свои проекты в 1962 году, кресло было прозвано Cesca в честь приемной дочери Брейера Франчески.
Кресло Гроппиуса
Спроектированное архитектором и основателем Баухауза Вальтером Гропиусом, кресло Гропиуса использовалось в качестве кресла в его офисе в Дессау-Баухаузе. Основание кресла выполнено из ясеня, сиденье из ткани.
Клубное кресло Йозефа Альберса
Клубное кресло было разработано Йозефом Альберсом в 1928 году, когда он был назначен директором мебельной мастерской Баухауз. Первоначально оно было разработано для дома Ганса Людвига и Маргариты Эзер в Берлине.
Вернуться